Учимся создавать бесконфликтную среду.
Согласно
канонам классической педагогики хороший педагог должен обладать такими
свойствами личности как любовь к детям, знание детской психологии, владение
методикой преподавания, самообладанием.
Обучающиеся
воспринимают эти важные качества личности совсем иначе. В одном из исследований
проводился опрос детей разных регионов России на предмет того, у какого учителя
они хотели бы учиться. Одно из первых мест занял ответ, в котором школьники
разных возрастов написали в своих ответах: «У такого, который бы не кричал».
Возникает вопрос: «Почему же учитель
позволяет себе перейти на крик?»
Анализируя
данную проблему, можно сделать неутешительный вывод о том, что в школах сегодня
действительно много крика - как со стороны учителей, так и со стороны
самих детей.
В самом деле, когда учитель кричит, то ребенок
тупеет, глупеет, цепенеет, начинает его бояться и хуже учиться.
Но тогда
почему учитель кричит? Возможно, это происходит от осознания учителем своей
неспособности повлиять на ребенка и добиться того, что ему нужно.
Крик –
очень сильное психологическое воздействие взрослого на ребенка и вполне сравним
с физическим наказанием. Устрашающий крик вызывает у ребенка сильное торможение
в коре головного мозга, после чего мозг становится неспособным к формированию
точных дифференцировок, что является одной из важнейших сторон учения с точки
зрения психологии.
Тогда
почему же учитель кричит? Разве он не знает последствий своего крика? Многие
действительно не знают, а кто-то просто не хочет об этом думать.
Причин
педагогического крика может быть несколько: психолого-педагогические,
физиологические и социально-психологические.
Психолого-педагогические причины
Одна из
главных причин – недостаток педагогического мастерства и культуры педагога, как
показатель отсутствия должного профессионального мастерства, неумение влиять на
ребенка так, как бы учителю этого хотелось.
Например,
учитель хочет повлиять на поведение ребенка, что-то ему говорит, но ребенок не
выполняет педагогических требований. Согласно обыденной логике, в этом случае
надо приложить больше усилий, усилить воздействие, чтобы оно возымело действие.
Следовательно, учитель повышает и усиливает голос. И продолжает это делать до
тех пор, пока
ребенок не выполняет требование
или не убежит от своего наставника, с тем чтобы как можно реже попадаться ему
на глаза.
Конечно,
было бы гораздо лучше, если бы учитель пересмотрел свою методику
педагогического воздействия и нашел тот обучающий или воспитательный прием,
который сделал бы его требование или объясняемый материал более понятным.
Социально-психологические причины
Многие
взрослые любят показать свое превосходство над другими и стремятся делать это
всеми возможными средствами. Здесь идут в ход не только демонстрация своей одежды,
походка и осанка, но и громкий голос. Начальственный тон высказываний,
внушающий и угрожающий – кто не видел и не слышал его у разного рода
начальников? В скрытом виде силой своего голоса люди демонстрируют окружающим
уровень своей самооценки и социального статуса. Уверенные в себе индивиды и
начальники, как правило, говорят более громкими голосами и используют при этом
другие интонации, которыми пользуются их подчиненные. И этим самым показывают,
кто самый главный.
Спросите
у детей в классе, кто в школе самый главный, - многие дети, а скорее всего
подавляющее большинство из них, особенно в младших и средних классах, ответят
«директор» или «учитель». И только старшеклассники, может быть, смогут сказать,
что главный в школе все-таки ученик. И будут совершенно правы. Но многие
учителя думают совсем наоборот. И потому считают вправе показывать свое
главенство и превосходство силой своего голоса.
В
сегодняшней личностно ориентированной парадигме преподавания педагогический
крик становится анахронизмом, но пройдет, наверное, ещё долгое время, прежде
чем он будет окончательно изжит в наших школах.
Для
многих педагогов возможность покричать на своих подопечных - проверенный и
надежный способ нормального психического состояния. Ещё Фрейд выявил, что
агрессия может перемещаться в безобидные объекты, которые не могут особенно
повредить её носителю. Когда у художника не получается его картина, он может в
ярости разорвать её, когда писателю не нравится его книга, он может её сжечь.
Когда ученик не может выполнить требование учителя, тот в ярости может
накричать на него или даже ударить. Поскольку наказание в нашей школе запрещено
законом, то немудрено, что в сложной ситуации многие учителя просто кричат на
своих воспитанников, проявляя вербальную агрессию, которая есть эквивалент
физического наказания.
Педагог во многих случаях может
кричать на своего ученика и из-за своей социальной незащищенности, и от
психологической усталости, и наконец, просто из-за семейных неурядиц. По
некоторым данным невротизация среди учителей достигает 70%. В крике также
присутствует некоторый момент страха перед возможностью оказаться
несостоятельным среди коллег в достижении позитивных результатов своей
педагогической деятельности.
Физиологические причины
Не
последнюю роль в педагогическом крике может занимать сексуальная
неудовлетворенность учителя. Физиологи установили, что голосовой аппарат
человека имеет тесную связь с половыми органами человека.
Во время
критических дней у женщин физиологи наблюдают гиперемию как гортани, так и голосовых
связок. Фониатры в такие дни запрещают многим разговаривать и петь – можно
основательно подпортить голос. Так что связь голоса с состоянием половых
органов очевидна.
Не
секрет, что в сегодняшней школе работает много женщин, у которых семейная
жизнь, а значит в определенной мере и сексуальная, не особенно складывается или
уже не сложилась. Известно также, что психоаналитики склонны рассматривать
семейные и разного рода другие скандалы, как замещающий эквивалент сексуальных
взаимоотношений. Разговоры на высоких тонах учителей со своими учащимися с
некоторыми оговорками также можно отнести к этой же категории явлений.
Сексуальная
энергия, согласно ортодоксальному психоанализу, может сублимироваться в
достижениях искусств, и у художественно одаренных натур она превращается в
красивое пение. У обычных людей сексуальное напряжение выходит в виде грубого
ора и заурядного крика. В русских деревнях недаром есть выражение – не петь, а
«орать» песни или частушки. Не секрет, что, прокричав, а точнее проорав на своих
учеников, некоторые педагоги испытывают приятное успокоение и расслабление,
отдаленно напоминающее то, чего им недостает в семейной жизни. В этом случае
ученик становится для учителя средством решения его внутриличностных проблем,
что ни в коем случае нельзя признать допустимым.
Крик и кофликт
Не надо особенно мудрствовать, чтобы
понять, что ситуация, когда педагог срывается на крик, в той или иной мере
конфликтна. Отечественные специалисты в области конфликтологии Ф.М. Бородкин и
Н.М. Коряк установили, что работа протекает тем более успешно и менее
конфликтно, чем более сбалансирована структура рабочего места, которую
исследователи представляют следующим образом:
Функции
|
Средства
|
Обязанности
|
Права
|
Ответственность
|
Власть
|
Сбалансированность
рабочего места означает, что ему не должна приписываться функция, не
обеспеченная средствами, и не должно быть средств, не связанных с какой-либо
функцией. Каждая обязанность должна быть обеспечена определенным правом, и
никакое право не может реализоваться без определенной обязанности.
Ответственность за что-либо должна обеспечиваться соответствующей властью, а
власть должна обеспечиваться ответственностью. Сбалансированность означает
также, что
обязанности должны быть связаны
только с данной совокупностью функций; ответственность может возникать лишь при
невыполнении именно данной совокупности функций, а совокупность прав и власти
гарантируется только данными средствами. Психологи сформулировали следующий
принцип сбалансирования рабочего места: «Ни одной функции без средств, ни
одного средства без функции. Ни одной обязанности без прав, ни одного права без
обязанности. Ни одной функции без обязанностей или ответственности, обязанности
или ответственность только в связи с выполняемыми функциями».
Сплошь и рядом конфликты, а значит и
ненужные крики происходят в тех случаях, когда функции оказываются не
обеспечены нужными средствами; когда ответственность не обеспечивается
соответствующей властью; когда обязанности налагаются без их сопровождения
необходимыми правами.
Если бы люди знали основные
положения конфликтологии и стремились бы руководствоваться ими, то конфликтов у
них в отношениях было бы гораздо меньше, а значит, было бы и меньше крика.
Если, к примеру, учитель кричит на
нарушителя дисциплины, это значит, что тот на своем рабочем месте учащегося не
несет ответственности за возложенные на него функции ученика и не соблюдает при
этом своих обязанностей. Возможно, что ученик при этом не обладает необходимыми
средствами для решения задачи. Необходимо как можно более точное понимание и
учащимся, и учителем своих рабочих функций, взаимных прав, обязанностей и
средств, соблюдение взаимных мер ответственности и власти, что поспособствует
установлению в школе хорошего рабочего климата без надрывного крика со стороны
учителя на уроках и ответного визга со стороны учащихся на переменах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий