среда, 15 апреля 2020 г.

Гендерная педагогика как эффективный путь социализации и повышения качества обучения и развития учащихся

На рубеже XX–XXI вв. в связи с заметными изменениями в социокультурной жизни общества в сфере гендерной стратификации наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, ценностным ориентиром становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности. В связи с этим по-новому видятся цели обучения и воспитания мальчиков и девочек. Отечественные и зарубежные педагоги и психологи-исследователи в области гендерной проблематики сходятся в том, что образование как педагогическое явление, неразрывно связанное с культурой социума, нуждается в переосмыслении, корректировке своих концептуальных позиций в вопросах гендерной социализации воспитанников.
Школа оказывает большое влияние на процесс гендерной социализации, обучая школьников моделям поведения в обществе, соответствующим понятиям «мужское» и «женское». Определяя свою гендерную роль, каждый школьник готовится к дифференциации деятельности, усваивая шкалу статусов, прав и обязанностей индивида в зависимости от половой принадлежности.
Таким образом, гендерные особенности школьников – это признаки гендерной идентичности, усвоенные и проявляемые школьниками как частичное отражение гендерных стереотипов всего социума. В процессе обучения (взросления и формирования личности) гендерные характеристики школьников меняются.
Гендерные особенности и половые особенности мальчиков и девочек – не одно и то же. Термины «гендер», «гендерный» подразумевают большую степень социализации, рационализма и самосознания; а понятия «мальчики» и «девочки», скорее, биологические, чем психолого-социальные.
Определение гендера, на которое в основном опираются отечественные исследователи, дается в учебнике американского социолога Э.Гидденса: "Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то понятие "гендер” затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности”.
Гендерная педагогика – это совокупность подходов, направленных на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно и справиться с проблемами социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки. Цель гендерной педагогики – коррекция воздействия гендерных стереотипов в пользу проявления и развития личных склонностей индивида. Актуальность подобного подхода к педагогическому воздействию на личность очевидна.
Гендерная проблематика активно исследуется в зарубежной психологии и педагогике с 1960-х гг. Известны труды С. Блем «Линзы гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов», Т.В. Бендаса «Гендерная психология», М. Мид «Мужское и женское».
Воспитание детей во всех традиционных культурах было гендерно маркированным. Об этом говорит, например, существование в Японии по сей день государственных праздников День девочек и День мальчиков, которые имеют древние традиции, свою символику, сопровождаются специальными ритуалами. Известно, что во всех европейских странах образование стало доступным женщинам только в конце ХIХ в. Даже в предельно демократичной американской системе воспитания и сегодня весьма распространена мотивация, применяемая по отношению к мальчикам: «Ты когда-нибудь сможешь стать президентом». Для воспитания девочек используется другая формулировка: «Ты когда-нибудь сможешь стать первой леди – женой президента». В славянской народной педагогике отчетливо прослеживаются тенденции дифференцированного воспитания детей. Как показывает анализ фольклора, целью воспитания у наших предков являлось освоение мальчиками роли мужчины как добытчика, защитника семьи, девочками – роли матери, жены, хранительницы семейного очага. Залогом успешного воспитания выступал положительный пример родителей – матери и отца, мужчины и женщины. Результаты исследований научного центра «Психофизиология матери и ребенка» Санкт-Петербургского государственного университета свидетельствуют о том, что гендерное воспитание начиналось при рождении: пуповину девочкам и мальчикам отрезали по-разному. Пуповину девочки обрезали ножницами над веретеном или на гребенке, что символизировало наделение ее качествами труженицы, хозяйки и рукодельницы. С мальчиком это проделывали с помощью ножа, а также инструментов по обработке дерева, чтобы он в будущем оказался хорошим работником. У наших предков существовала традиция заворачивать новорожденных девочек в рубаху отца, а мальчиков – в рубашку матери. Считается, что это связано с программированием характера ребенка. Люди мечтали о том, что когда их сын вырастет и женится, то его жена воплотит в себе все то, что дорого ему в родной матери, а дочь в своем избраннике сможет увидеть черты отца.
В данной традиции был заложен глубокий смысл передачи гендерных ролей, которые по женской линии несли в себе терпимость, сдержанность, любовь и доброту, а по мужской – стойкость, мужество, ответственность. Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществляется с учетом их гендерных особенностей. Анализ фольклорных текстов показывает, что труд девочек в будущем связан с приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными. В крестьянских семьях труд детей дифференцировался в зависимости от их пола. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды, под руководством матери приобретали навыки в прядении, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников к жатве, сенокосу, боронованию, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы активно включались в воспитание детей только по достижении ими трех лет. Они раскрывали мальчикам секреты охоты, рыбалки. С трех лет дети принимали пищу за общим столом, при этом девочку брала на колени мать, а мальчика – отец. Таким образом, традиционное воспитание предусматривало социальную дифференциацию полов с рождения ребенка, формировало различные системы ценностей и жизненных ориентиров у девочек и мальчиков.
В Древней Руси мальчики и девочки обучались только отдельно. Мужские и женские монастыри были учреждены в Х веке князем Владимиром в Киевской Руси, т.е.опыт раздельного обучения в нашей стране насчитывает десять столетий. В монастырях получало образование молодое поколение. В ХV веке в России насчитывалось около 30 закрытых женских учебных заведений.
В последние годы ХIХ века и первые десятилетия ХХ женское и мужское образования все больше унифицируются, примерно в эти же годы появляются совместные учебные заведения, в которых образование быстро становится «бесполым». Советская Россия после Октябрьской революции стала полигоном для многих смелых проектов. Одним из них была попытка установить новый тип отношений между мужчиной и женщиной.Ряд осуществлённых по этим проектам преобразований имеет реальные губительные последствия: воспитание детей в детских домах и интернатах, увеличивающееся количество распадающихся семей, «гражданские» браки, женская роль «работающей матери». Советское государство пыталось реализовать идею упразднения личностных особенностей, в том числе обусловленных полом.
В социальной жизни у нас появилась целая популяция мужчин (по анатомическому признаку) с так называемой «поисковой» ориентацией. Их отличительная особенность – самоощущение в себе женского начала. А духовно-экологическую нишу мужественности стали занимать женщины с противоположными гормонально-генетическими сдвигами и нарушениями. Мы в ХХ веке провели над собой трагический эксперимент – игнорировали полоролевое воспитание, внедряли бесполую педагогику.
В Росси 80-х – 90-х годов происходит постепенный отказ от идеологии «бесполости», возвращение к идее «естественных» биологических и социальных различий мужчин и женщин. В частных разговорах, с кино- телеэкранов, страниц СМИ мужчины все чаще призывают вернуть «женщине женственность», а женщины выражают тоску о «настоящем мужчине». Идея ценности личностного развития, ее индивидуального своеобразия становится актуальной для общества.
Среди развивающихся в педагогике идей дифференцированного, индивидуального подхода к ребенку переживает второе рождение идея раздельного обучения. Ее сторонники утверждают, что необходимо применять специальные подходы как к мальчикам, так и к девочкам, чтобы помочь детям чувствовать себя в школе комфортно, справиться с проблемами учения и становления ребенка как мальчика или девочки. Совокупность этих подходов называют гендерной педагогикой.
Смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту приводит к серьезным последствиям. Девочки на 2-3 года духовно и физически опережают в развитии сверстников. «Равноправное» образование приводит к тому, что девочки невольно оказываются духовными лидерами, «моделью» под «образ и подобие» которых стал подстраиваться чувственно-подсознательный мир мальчиков. У одних мальчишек, пребывающих в среде зрелых девочек, формируются сугубо женские черты характера, у других - складывается комплекс невротического неудачника.
Успешность обучения детей уже в школьном возрасте во многом определяется их психофизиологическими особенностями. Это подтверждается специальными исследованиями психологов, педагогов, методистов, работы которых показывают, что восприятие учебного материала зависит от доминирующего типа функциональной специализации полушарий головного мозга человека. Левое и правое полушария выполняют разные функции: правое отвечает за образно-чувственный аспект мышления, а левое – за понятийно-логическое мышление. Такая неравнозначность полушарий головного мозга называется функциональной асимметрией и играет определенную роль в формировании психической структуры личности, определяет установки и ценностные ориентации, стили мышления, склонности и способности человека, а также некоторые его личностные качества. Кроме того, у школьников имеются различия в переработке информации, эмоциях, мышлении, памяти, деятельности, интеллекте, речи. От степени выраженности специализации полушарий зависит уровень интеллектуальных, художественных и биофизических возможностей детей в учебной деятельности, а, следовательно, и уровень успешности в учении. И очень важно это преимущество определенной части головного мозга использовать в учебном процессе для облегчения усвоения изучаемого материала и повышения эффективности учебного процесса. Процессы анализа и синтеза, формирующие сферу сознания человека, осуществляются при участии левого ("рационального”) и правого ("интуитивного”) полушарий головного мозга. Поэтому, инициируя работу правого полушария, мы развиваем "лингвистическую” интеллектуальность и создаем возможность для творческого процесса в области естественных наук. В свою очередь, развивая "логико-математическую” компоненту интеллекта, повышаем творческие способности человека в гуманитарной сфере.
Учёные выделили основные гендерные различия детей младщего школьного возраста.
У девочек головной мозг достигает зрелости раньше, чем у мальчиков.
Девочки лучше запоминают цифры и решают логические задачи, превосходя мальчиков в речевых способностях.
Мальчики не могут долго удерживать эмоциональное напряжение, их мозг не приспособлен к этому. Чтобы не сломаться, они просто отключают слуховой канал, и информация до их сознания не доходит.
Мальчики труднее переносят статическую нагрузку, больше отвлекаются на уроках. Это влечёт за собой нарушение дисциплины на уроках и шумное поведение на переменах.
У мальчиков лучше развито пространственное восприятие, а у девочек сенсорное. Умственное развитие мальчиков проходит определённые стадии: на этапе усвоения действий им необходимо включать момент поиска, а не давать образец действия, только так они поймут и запомнят принцип решения.
У мальчиков незрелое отношение к обучению: они не чувствуют ответственности, мало переживают из-за плохих отметок, часто забывают домашнее задание. В целом мальчики в начальной школе проявляют себя как дети меньшего возраста. Причины неуспеваемости у девочек и мальчиков различны: у девочек основная причина – слабое здоровье, у мальчиков – несформированность навыков учебного труда, отрицательное отношение к учёбе, низкий уровень воспитанности.
Исходя из особенностей гендерного развития мальчиков и девочек младшего школьного возраста, можно дать несколько рекомендаций по выстраиванию учебного процесса:
• Предлагая мальчикам учебные задания, следует включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Нужно подтолкнуть к тому, чтобы он сам открыл принцип решения задачи, пусть даже путём ошибок. А с девочками лучше до начала работы разобрать алгоритм выполнения задания и затем постепенно подталкивать их к поиску собственного решения задач;
• Для развития у мальчиков сенсорного восприятия предметов и явлений следует больше давать им потрогать ту или иную вещь; для развития у них вербальных навыков – чаще предлагать им рассказывать и выдумывать. У девочек нужно развивать абстрактное пространственное восприятие с помощью графиков, таблиц и иллюстрированного материала;
• Необходимо разрешать мальчикам больше двигаться и обеспечить для этого соответствующее пространство. У девочек нужно стимулировать соревновательность, активность, лидерство.
• Уделять особое внимание воспитанию партнёрских отношений между мальчиками и девочками.
Если задуматься о типичных различиях мальчиков и девочек среднего школьного возраста, то, уже на первый взгляд, бросается в глаза, что мальчики: более подвижны, им труднее сосредоточиться и удерживать внимание, а девочки: внимательны, собраны, лучше усваивают материал при многократном повторении. И тут понимаешь, что нужны нетрадиционные (непривычные, особые) подходы к обучению мальчиков и девочек. И выясняется, что, в принципе, все подходы, учитывающие пол, нетрадиционны, так как гендерная педагогика – молодая дисциплина.
Мальчики и девочки - абсолютно противоположные  личности  с индифферетным психологическим возрастом и формированием общих знаний. Соответственно каждому из них требуется особый подход в обучении и разные его темпы. Вот он, простой пример: девушки, уж так они устроены лучше усваивают материал путем повторения уже полученных знаний - юноши же мгновенно схватывают материал, жаждут нового и не переносят повторения. К тому же, девочки в большом своем количестве являются визуалами - то есть усваивают информацию в основном за счет зрительного канала, а юноши - аудиалы.
У мальчиков преобладающим является одно из полушарий мозга с четкой асимметрией их деятельности. У девочек меньше выражена межполушарная асимметрия. Следует варьировать формы учебной деятельности: индивидуальные, групповые, в парах. Для девочек лучше сначала детально объяснить, как надо выполнять упражнение, решать задачу. Мальчикам, напротив, надо чуть-чуть недообъяснить и натолкнуть их на нахождение принципа решения - только так они понимают и запоминают. Девочки могут решать задачу речевым способом, а мальчикам помогут модели схемы. Большинство мужчин, мальчиков превосходят женщин, девочек в видеопространственных умениях.
При объяснении нового мальчики не терпят повторений (они просто отключаются от процесса обучения при повторениях учителя), в то время как девочки нуждаются в них, без повторений девочки намного хуже осваивают учебный материал. Оптимальный путь познания большинства мальчиков – от практических действий к теоретическим положениям; оптимальный путь познания большинства девочек – от теории к практике.
Мальчикам целесообразно рассказывать о новом, подавать материал урока, объяснять что-либо в высоком темпе; девочкам - в умеренном. Если мальчики устали – им помогают шутки, а девочкам – физические упражнения. Мальчики не склонны к детализации и тщательному изучению мелочей: они могут быстро решить труднейшую задачу, но ошибиться в расчетах. Девочки же склонны действовать аккуратно, они более внимательны к деталям.
Мальчики и девочки по-разному ведут себя в группе. Девочки стремятся к сотрудничеству, у них отсутствует соревновательный дух. Мальчики стремятся установить правила, иерархию в группе, яростно спорят по этому поводу. Если возникает конфликт, то мальчики умеют найти выход из ситуации, девочки сразу же обижаются, не желают выполнять работу. Для мальчиков важно, чтобы взрослый проговорил условия деятельности в группе, без этого им не понятна работа. Для девочек важно просто получить задание и вызвать хорошее отношение к себе у взрослого. При неблагоприятных условиях, например, когда действия взрослых не соответствуют индивидуальным особенностям психики ребенка, девочки принимают стратегию, навязанную им взрослыми, а мальчики стараются уйти из-под контроля, не подчиниться, так как принять им несвойственное мальчикам исключительно трудно.
Мальчики кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, например, когда взрослые ругают их. Они быстро снимают эмоциональное напряжение, переключаясь на продуктивную деятельность. У девочек в эмоциональной деятельности резко нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус мозга, его готовность ответить на положительное или отрицательное внешнее воздействие. Часто взрослые не учитывают этих особенностей детей. Родители или учитель, например, долго ругают мальчика, нагнетая эмоции, а мальчик как бы остается равнодушным. На самом деле он вовсе не равнодушен: он уже пережил пик эмоциональной активности, отреагировал на первых минутах разговора, он не приспособлен, как девочка, долго удерживать эмоциональное напряжение и, чтобы не сломаться, он просто отключил слуховой канал. Он не слышит. Усилия взрослого пропадают впустую.
Как реагируют мальчики и девочки на оценки? Установлено, что различным образом. Девочки очень эмоционально реагируют на все оценки: и на положительные, и на отрицательные. Мальчики реагируют только на значимые для них оценки. Для девочек эмоционально значимо,кто их оценивает и как, им важно «быть хорошими» в глазах взрослых. Мальчикам важно, что оценивается в их деятельности. Когда взрослые оценивают мальчика, он вновь переживает фрагменты деятельности, которые оцениваются. Мальчики не могут отреагировать на оценку: «я тобой не доволен». Она не имеет для него смысла, так как он не знает, чем недоволен взрослый, он не может проиграть в мозгу свои действия. Мальчик в буквальном смысле не слышит подобного рода оценки, у него снижается активность слуховых отделов коры мозга. Девочкам же нельзя сразу сказать слово «плохо», так как бурная эмоциональная реакция не позволит ей рационально осознать, что именно ей надо изменить.
Слово «молодец» эмоционально более значимо для мальчиков, слово «умница» – для девочек.
Таким образом, становится понятно, что в силу гендерных различий мальчикам и девочкам приходится очень трудно, когда учителя и родители предлагают им идти одним путем к познанию. А сами они недостаточно зрелы, чтобы выбирать свои пути. Важно понять их, принять такими, какие они есть, помочь в непростом мире знаний.
Подчас практически невозможно учитывать важнейшие отличия мальчиков и девочек, когда они в одном классе. Можно ли, например, построить урок с учетом принципиально разных периодов врабатываемости детей? Вероятно, можно, но это будет по сути два разных урока для учащихся, сидящих в одном классе. Вот причина, по которой создаются на разных территориях нашей страны и за рубежом классы раздельного обучения.
Имеющиеся в обучении проблемы психологического, педагогического характера связаны, чаще всего, с тем, что в традиционном учебном процессе не учитываются психофизиологические особенности обучающихся, в результате чего часть школьников остается без внимания со стороны учителя, и ей оказывается недоступной учебная информация, которая предназначена детям с преобладанием другого типа полушария головного мозга.
Вместе с тем есть все основания считать, что оптимальное сочетание форм учебной деятельности и природного генотипа ребенка при восприятии информации являются необходимым и важнейшим условием развивающей направленности обучения как предпосылки для развития индивидуальных возможностей, задатков и склонностей каждого обучающегося.
Выход был найден в выборе наиболее эффективных форм и методов обучения на основе гендерного подхода.
Организация учебного процесса с учётом гендерного подхода даёт возможность создать условия для обеспечения базового уровня подготовки всех учеников, а также для усвоения материала на более высоком уровне для учениц, проявляющих интерес и способности к предмету; для развития логического мышления учащихся и коммуникативных (умение общаться, сотрудничать), организационных (умение делать выбор) и творческих способностей детей.

Таким образом, гендерный подход в обучении позволяет в условиях классно-урочной системы обучения при сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных заданий обеспечить повышение качества обучения и развития каждого ученика; обеспечивает развитие их познавательной активности и интеллектуальной деятельности. Успех обязательно будет, если процесс обучения строится с учетом знаний о потребностях, интересах, уровня подготовки, познавательных интересов своих учеников и создаются оптимальные условия для овладения универсальными учебными действиями и развития способностей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Создаем бесконфликтную среду Учимся создавать бесконфликтную среду. Согласно канонам классической педагогики хороший педагог должен обладать такими свойствами личности как любовь к детям, знание детской психологии, владение методикой преподавания, самообладанием. Обучающиеся воспринимают эти важные качества личности совсем иначе. В одном из исследований проводился опрос детей разных регионов России на предмет того, у какого учителя они хотели бы учиться. Одно из первых мест занял ответ, в котором школьники разных возрастов написали в своих ответах: «У такого, который бы не кричал». Возникает вопрос: «Почему же учитель позволяет себе перейти на крик?» Анализируя данную проблему, можно сделать неутешительный вывод о том, что в школах сегодня действительно много крика - как со стороны учителей, так и со стороны самих детей. В самом деле, когда учитель кричит, то ребенок тупеет, глупеет, цепенеет, начинает его бояться и хуже учиться. Но тогда почему учитель кричит? Возможно, это происходит от осознания учителем своей неспособности повлиять на ребенка и добиться того, что ему нужно. Крик – очень сильное психологическое воздействие взрослого на ребенка и вполне сравним с физическим наказанием. Устрашающий крик вызывает у ребенка сильное торможение в коре головного мозга, после чего мозг становится неспособным к формированию точных дифференцировок, что является одной из важнейших сторон учения с точки зрения психологии. Тогда почему же учитель кричит? Разве он не знает последствий своего крика? Многие действительно не знают, а кто-то просто не хочет об этом думать. Причин педагогического крика может быть несколько: психолого-педагогические, физиологические и социально-психологические. Психолого-педагогические причины Одна из главных причин – недостаток педагогического мастерства и культуры педагога, как показатель отсутствия должного профессионального мастерства, неумение влиять на ребенка так, как бы учителю этого хотелось. Например, учитель хочет повлиять на поведение ребенка, что-то ему говорит, но ребенок не выполняет педагогических требований. Согласно обыденной логике, в этом случае надо приложить больше усилий, усилить воздействие, чтобы оно возымело действие. Следовательно, учитель повышает и усиливает голос. И продолжает это делать до тех пор, пока ребенок не выполняет требование или не убежит от своего наставника, с тем чтобы как можно реже попадаться ему на глаза. Конечно, было бы гораздо лучше, если бы учитель пересмотрел свою методику педагогического воздействия и нашел тот обучающий или воспитательный прием, который сделал бы его требование или объясняемый материал более понятным. Социально-психологические причины Многие взрослые любят показать свое превосходство над другими и стремятся делать это всеми возможными средствами. Здесь идут в ход не только демонстрация своей одежды, походка и осанка, но и громкий голос. Начальственный тон высказываний, внушающий и угрожающий – кто не видел и не слышал его у разного рода начальников? В скрытом виде силой своего голоса люди демонстрируют окружающим уровень своей самооценки и социального статуса. Уверенные в себе индивиды и начальники, как правило, говорят более громкими голосами и используют при этом другие интонации, которыми пользуются их подчиненные. И этим самым показывают, кто самый главный. Спросите у детей в классе, кто в школе самый главный, - многие дети, а скорее всего подавляющее большинство из них, особенно в младших и средних классах, ответят «директор» или «учитель». И только старшеклассники, может быть, смогут сказать, что главный в школе все-таки ученик. И будут совершенно правы. Но многие учителя думают совсем наоборот. И потому считают вправе показывать свое главенство и превосходство силой своего голоса. В сегодняшней личностно ориентированной парадигме преподавания педагогический крик становится анахронизмом, но пройдет, наверное, ещё долгое время, прежде чем он будет окончательно изжит в наших школах. Для многих педагогов возможность покричать на своих подопечных - проверенный и надежный способ нормального психического состояния. Ещё Фрейд выявил, что агрессия может перемещаться в безобидные объекты, которые не могут особенно повредить её носителю. Когда у художника не получается его картина, он может в ярости разорвать её, когда писателю не нравится его книга, он может её сжечь. Когда ученик не может выполнить требование учителя, тот в ярости может накричать на него или даже ударить. Поскольку наказание в нашей школе запрещено законом, то немудрено, что в сложной ситуации многие учителя просто кричат на своих воспитанников, проявляя вербальную агрессию, которая есть эквивалент физического наказания. Педагог во многих случаях может кричать на своего ученика и из-за своей социальной незащищенности, и от психологической усталости, и наконец, просто из-за семейных неурядиц. По некоторым данным невротизация среди учителей достигает 70%. В крике также присутствует некоторый момент страха перед возможностью оказаться несостоятельным среди коллег в достижении позитивных результатов своей педагогической деятельности. Физиологические причины Не последнюю роль в педагогическом крике может занимать сексуальная неудовлетворенность учителя. Физиологи установили, что голосовой аппарат человека имеет тесную связь с половыми органами человека. Во время критических дней у женщин физиологи наблюдают гиперемию как гортани, так и голосовых связок. Фониатры в такие дни запрещают многим разговаривать и петь – можно основательно подпортить голос. Так что связь голоса с состоянием половых органов очевидна. Не секрет, что в сегодняшней школе работает много женщин, у которых семейная жизнь, а значит в определенной мере и сексуальная, не особенно складывается или уже не сложилась. Известно также, что психоаналитики склонны рассматривать семейные и разного рода другие скандалы, как замещающий эквивалент сексуальных взаимоотношений. Разговоры на высоких тонах учителей со своими учащимися с некоторыми оговорками также можно отнести к этой же категории явлений. Сексуальная энергия, согласно ортодоксальному психоанализу, может сублимироваться в достижениях искусств, и у художественно одаренных натур она превращается в красивое пение. У обычных людей сексуальное напряжение выходит в виде грубого ора и заурядного крика. В русских деревнях недаром есть выражение – не петь, а «орать» песни или частушки. Не секрет, что, прокричав, а точнее проорав на своих учеников, некоторые педагоги испытывают приятное успокоение и расслабление, отдаленно напоминающее то, чего им недостает в семейной жизни. В этом случае ученик становится для учителя средством решения его внутриличностных проблем, что ни в коем случае нельзя признать допустимым. Крик и кофликт Не надо особенно мудрствовать, чтобы понять, что ситуация, когда педагог срывается на крик, в той или иной мере конфликтна. Отечественные специалисты в области конфликтологии Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк установили, что работа протекает тем более успешно и менее конфликтно, чем более сбалансирована структура рабочего места, которую исследователи представляют следующим образом: Функции Средства Обязанности Права Ответственность Власть Сбалансированность рабочего места означает, что ему не должна приписываться функция, не обеспеченная средствами, и не должно быть средств, не связанных с какой-либо функцией. Каждая обязанность должна быть обеспечена определенным правом, и никакое право не может реализоваться без определенной обязанности. Ответственность за что-либо должна обеспечиваться соответствующей властью, а власть должна обеспечиваться ответственностью. Сбалансированность означает также, что обязанности должны быть связаны только с данной совокупностью функций; ответственность может возникать лишь при невыполнении именно данной совокупности функций, а совокупность прав и власти гарантируется только данными средствами. Психологи сформулировали следующий принцип сбалансирования рабочего места: «Ни одной функции без средств, ни одного средства без функции. Ни одной обязанности без прав, ни одного права без обязанности. Ни одной функции без обязанностей или ответственности, обязанности или ответственность только в связи с выполняемыми функциями». Сплошь и рядом конфликты, а значит и ненужные крики происходят в тех случаях, когда функции оказываются не обеспечены нужными средствами; когда ответственность не обеспечивается соответствующей властью; когда обязанности налагаются без их сопровождения необходимыми правами. Если бы люди знали основные положения конфликтологии и стремились бы руководствоваться ими, то конфликтов у них в отношениях было бы гораздо меньше, а значит, было бы и меньше крика. Если, к примеру, учитель кричит на нарушителя дисциплины, это значит, что тот на своем рабочем месте учащегося не несет ответственности за возложенные на него функции ученика и не соблюдает при этом своих обязанностей. Возможно, что ученик при этом не обладает необходимыми средствами для решения задачи. Необходимо как можно более точное понимание и учащимся, и учителем своих рабочих функций, взаимных прав, обязанностей и средств, соблюдение взаимных мер ответственности и власти, что поспособствует установлению в школе хорошего рабочего климата без надрывного крика со стороны учителя на уроках и ответного визга со стороны учащихся на переменах. Поведенческая терапия Психологи-консультанты, занимающиеся модификацией поведения, связанного с излишней раздражительностью, тревожностью, страхом и беспокойством, разработали целый ряд приемов и методов, которые помогают решать и снимать все эти негативные проявления человеческого поведения. Тому, кто кричит, прежде всего надо осознать проблему и признаться самому себе: «Да, в сложной ситуации я могу накричать». Дальше надо попытаться найти способы преодоления этой негативной привычки. Прежде всего, надо понять, что происходит в трудной ситуации, в которой вы срываетесь на крик. В теории трансактного анализа Эрика Берна такая пристройка автоматически вызывает диспозицию «я хороший - ты плохой», в которой партнер рассматривается как лицо, которое что-то обязательно должно хорошо делать или не делать. Как считает основатель рационально-поведенческой терапии Альберт Эллис, непреклонные идеи долженствования лежат в основе сильных негативных чувств, таких, как гнев или презрение. Те, кто считает себя вправе сердиться, преувеличивают отрицательные качества своих оппонентов и тем самым подкрепляют свои установки, выводящие их из себя. Такое поведение, в свою очередь, вызывает аналогичные реакции у других, что превращает имеющиеся установки в своего рода сбывающиеся пророчества. Далее следует непроизвольное мышечное напряжение, находящее свое естественное продолжение и проявление в повышенном тоне голоса и крике. Поэтому контроль за мышечным напряжением способен снимать излишнюю нервно-психическую напряженность. Для этого поведенческие психологи и консультанты учат своих клиентов расслаблять мышцы, контролировать и предотвращать появление напряжения в теле, что дает возможность оставаться спокойным в трудных жизненных ситуациях. Прием получил название «десенсибилизация», что означает понижение чувствительности к тем обстоятельствам, которые вызывают раздражение, тревогу и беспокойство. Мышечное расслабление способно затормозить и снять эти реакции. С другой стороны, рациональная проработка имеющихся в сознании негативных установок и диспозиций по отношению к себе и к другим помогает преодолевать бессознательную враждебность. Методика прогрессивной мышечной релаксации, разработанная американским психологом Эдмундом Джекобсоном, является и сегодня одним из наиболее эффективных методов улучшения неэффективного поведения. Процесс обучения состоит из ряда последовательных этапов и включает в себя: • фокусировку внимания на определенной группе мышц; • напряжение этой группы мышц; • фиксацию и сохранение напряженности в течение 5-7 секунд; • освобождение от напряженности в данной группе мышц; • релаксацию и фокусировку внимания на снижении напряженности и дальнейшей релаксации данной группы мышц. В состоянии расслабления рекомендуется многократно проигрывать сложные ситуации в воображении до полного исчезновения раздражения, беспокойства или тревоги. Приобретенный таким образом опыт воображаемого поведения положительно влияет на поведение в реальной жизненной ситуации Методика систематической десенсибилизации, разработанная американским психологом Джозефом Вольпе, включает в себя три важнейших элемента: а) обучение глубокой мышечной релаксации; б) выстраивание иерархий стимулов, вызывающих негативные реакции; в) представление в воображении объектов из иерархий, вызывающих неприятные эмоции. Важным является нахождение ключевых слов типа «покой», «отдых», специальных команд «успокойся», «сбрось напряжение», которые ассоциируются с состоянием расслабления и могут использоваться при появлении нежелательных реакций. Особенно важны эти рекомендации для людей с холерическим темпераментом, у которых существует природная предрасположенность к проявлениям гнева, а, следовательно, и к крику. Учителю, который захочет избавиться от дурной привычки проявлять ненужный гнев, повышать голос и кричать, для достижения позитивных изменений в своем поведении, можно рекомендовать создание программ и стимулов самоподкрепления и самонаказания. Можно понаблюдать за поведением близкого человека, который отличается спокойствием и невозмутимостью, и затем попробовать на некоторое время поиграть его роль. Представляя трудную ситуацию, вообразить себе, а как бы в ней повел себя этот невозмутимый человек? Войдя поначалу в роль на короткое время, впоследствии можно постепенно увеличивать время пребывания в ней до 2-3 часов. Можно также в своем воображении представить ужасную картину последствий своего неадекватного и непродуманного поведения. Например, что вследствие крика на ребенка у него может случиться нервный шок, его увезут в больницу, ребенок станет инвалидом, а бедолагу-учителя начнут таскать по судам. Такие страшные картины могут заставить учителя быть более осторожным в использовании «кричащих» воздействий. Большое внимание во всей этой работе по самовоспитанию надо уделять повышению самооценки и формированию внутреннего контроля. Эти понятия психологи связывают с понятием самоэффективности, основная идея которого заключается в способности достигать нужного результата. От веры в свою эффективность зависит, какие усилия сможет учитель приложить для воспитания у себя нужных педагогических качеств. Высокая самооценка и сильная вера в себя помогают быстро восстанавливаться при неудачах и прилагать большие усилия для достижения поставленных целей. Специальные психологические тренинги помогают сформировать такую самооценку. КУДА И КАК НАПРАВИТЬ ЭНЕРГИЮ КРИКА Крик - естественный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения, от этого никуда не денешься. Дикие вопли и крики на школьных переменах - это естественная реакция детей на чрезмерное нервно-психическое напряжение на трудных уроках. Но их энергию можно и нужно канализировать, направить в позитивное русло, или, как говорят психоаналитики, сублимировать. Энергия крика может трансформироваться при надлежащем обучении в энергию певческого звука, наполняющего окружающую школу атмосферу трепетным звуковым эфиром. В школе облагораживающим ее окружающую среду средством может и должно стать пение детей вместе со своими учителями в хоре. Это может дать всем участникам хора одновременно необходимую нервно-психическую разрядку и разовьет у них умение пользоваться своим голосом. В заключение хочу порекомендовать медитативное упражнение, способное помочь человеку, у которого есть нерешенные проблемы с криком, в управлении своим психоэмоциональным состоянием. «МОИ СПОКОЙНЫЙ КРАСИВЫЙ ГОЛОС» Я нахожусь в спокойном и расслабленном состоянии. Мне дышится легко, приятно и спокойно. Все мышцы моего тела приятно расслаблены. Я совершенно спокоен. Голосовые связки в моем горле приятно расслаблены. Сейчас я мысленно представляю ситуацию, в которой мне случается срываться на крик. Отчетливо представляю эту ситуацию, но остаюсь при этом совершенно спокойным. Я наблюдаю и слышу мой красивый голос со стороны. Я слышу и ощущаю его таким благородным и спокойным. Я вхожу в образ спокойного и уверенного в себе человека, которому не надо кричать. Я ясно вижу и чувствую, как мне надо спокойно и благоразумно вести себя. Спокойно, не надрываясь и не портя себе нервы, объясняю присутствующим, что и как надо делать в данной ситуации. Все мышцы моего тела остаются расслабленными. Мое дыхание ровное и спокойное. Никакие неприятные мысли не достигают моего сознания и не выводят меня из себя. За то, что я смогу победить себя и не сорваться на крик в трудной ситуации, я потом сделаю себе приятный сюрприз. А если я все-таки сорвусь, то мне придется наказать себя нюханием нашатырного спирта или лишить себя приятного для меня удовольствия, например, поболтать с приятельницей по телефону. Я снова слышу свой спокойный и ровный голос, который звучит плавно и выразительно. Даю себе обещание, что в реальной жизни я всегда буду стремиться контролировать мышцы моего тела и буду стараться их без нужды не напрягать, особенно в трудных ситуациях. Данная медитация - только пример для создания собственных педагогических настроев, направленных на саморегуляцию психического состояния. Каждый учитель может сочинить для себя свой собственный настрой на преодоление у себя неадекватных навыков поведения.