Немного о себе





Все, что происходит в нашей жизни – к лучшему. Иногда, кажется – тупик, не получилось, не случилось, не сбылось. Оказывается – не тупик, а крутой поворот, не конец жизни, а начало новой.




«Ничто так не истощает и не разрушает человеческий организм, как физическое бездействие». Аристотель.


«Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье». 
Христиан Иоганн Генрих Гейне.


«Сделайте хотя бы раз то, что, по словам окружающих, вам не по плечу. После этого вы уже никогда не будете обращать внимание на их правила и ограничения». Джеймс Кук.






Комментариев нет:

Отправить комментарий

Создаем бесконфликтную среду Учимся создавать бесконфликтную среду. Согласно канонам классической педагогики хороший педагог должен обладать такими свойствами личности как любовь к детям, знание детской психологии, владение методикой преподавания, самообладанием. Обучающиеся воспринимают эти важные качества личности совсем иначе. В одном из исследований проводился опрос детей разных регионов России на предмет того, у какого учителя они хотели бы учиться. Одно из первых мест занял ответ, в котором школьники разных возрастов написали в своих ответах: «У такого, который бы не кричал». Возникает вопрос: «Почему же учитель позволяет себе перейти на крик?» Анализируя данную проблему, можно сделать неутешительный вывод о том, что в школах сегодня действительно много крика - как со стороны учителей, так и со стороны самих детей. В самом деле, когда учитель кричит, то ребенок тупеет, глупеет, цепенеет, начинает его бояться и хуже учиться. Но тогда почему учитель кричит? Возможно, это происходит от осознания учителем своей неспособности повлиять на ребенка и добиться того, что ему нужно. Крик – очень сильное психологическое воздействие взрослого на ребенка и вполне сравним с физическим наказанием. Устрашающий крик вызывает у ребенка сильное торможение в коре головного мозга, после чего мозг становится неспособным к формированию точных дифференцировок, что является одной из важнейших сторон учения с точки зрения психологии. Тогда почему же учитель кричит? Разве он не знает последствий своего крика? Многие действительно не знают, а кто-то просто не хочет об этом думать. Причин педагогического крика может быть несколько: психолого-педагогические, физиологические и социально-психологические. Психолого-педагогические причины Одна из главных причин – недостаток педагогического мастерства и культуры педагога, как показатель отсутствия должного профессионального мастерства, неумение влиять на ребенка так, как бы учителю этого хотелось. Например, учитель хочет повлиять на поведение ребенка, что-то ему говорит, но ребенок не выполняет педагогических требований. Согласно обыденной логике, в этом случае надо приложить больше усилий, усилить воздействие, чтобы оно возымело действие. Следовательно, учитель повышает и усиливает голос. И продолжает это делать до тех пор, пока ребенок не выполняет требование или не убежит от своего наставника, с тем чтобы как можно реже попадаться ему на глаза. Конечно, было бы гораздо лучше, если бы учитель пересмотрел свою методику педагогического воздействия и нашел тот обучающий или воспитательный прием, который сделал бы его требование или объясняемый материал более понятным. Социально-психологические причины Многие взрослые любят показать свое превосходство над другими и стремятся делать это всеми возможными средствами. Здесь идут в ход не только демонстрация своей одежды, походка и осанка, но и громкий голос. Начальственный тон высказываний, внушающий и угрожающий – кто не видел и не слышал его у разного рода начальников? В скрытом виде силой своего голоса люди демонстрируют окружающим уровень своей самооценки и социального статуса. Уверенные в себе индивиды и начальники, как правило, говорят более громкими голосами и используют при этом другие интонации, которыми пользуются их подчиненные. И этим самым показывают, кто самый главный. Спросите у детей в классе, кто в школе самый главный, - многие дети, а скорее всего подавляющее большинство из них, особенно в младших и средних классах, ответят «директор» или «учитель». И только старшеклассники, может быть, смогут сказать, что главный в школе все-таки ученик. И будут совершенно правы. Но многие учителя думают совсем наоборот. И потому считают вправе показывать свое главенство и превосходство силой своего голоса. В сегодняшней личностно ориентированной парадигме преподавания педагогический крик становится анахронизмом, но пройдет, наверное, ещё долгое время, прежде чем он будет окончательно изжит в наших школах. Для многих педагогов возможность покричать на своих подопечных - проверенный и надежный способ нормального психического состояния. Ещё Фрейд выявил, что агрессия может перемещаться в безобидные объекты, которые не могут особенно повредить её носителю. Когда у художника не получается его картина, он может в ярости разорвать её, когда писателю не нравится его книга, он может её сжечь. Когда ученик не может выполнить требование учителя, тот в ярости может накричать на него или даже ударить. Поскольку наказание в нашей школе запрещено законом, то немудрено, что в сложной ситуации многие учителя просто кричат на своих воспитанников, проявляя вербальную агрессию, которая есть эквивалент физического наказания. Педагог во многих случаях может кричать на своего ученика и из-за своей социальной незащищенности, и от психологической усталости, и наконец, просто из-за семейных неурядиц. По некоторым данным невротизация среди учителей достигает 70%. В крике также присутствует некоторый момент страха перед возможностью оказаться несостоятельным среди коллег в достижении позитивных результатов своей педагогической деятельности. Физиологические причины Не последнюю роль в педагогическом крике может занимать сексуальная неудовлетворенность учителя. Физиологи установили, что голосовой аппарат человека имеет тесную связь с половыми органами человека. Во время критических дней у женщин физиологи наблюдают гиперемию как гортани, так и голосовых связок. Фониатры в такие дни запрещают многим разговаривать и петь – можно основательно подпортить голос. Так что связь голоса с состоянием половых органов очевидна. Не секрет, что в сегодняшней школе работает много женщин, у которых семейная жизнь, а значит в определенной мере и сексуальная, не особенно складывается или уже не сложилась. Известно также, что психоаналитики склонны рассматривать семейные и разного рода другие скандалы, как замещающий эквивалент сексуальных взаимоотношений. Разговоры на высоких тонах учителей со своими учащимися с некоторыми оговорками также можно отнести к этой же категории явлений. Сексуальная энергия, согласно ортодоксальному психоанализу, может сублимироваться в достижениях искусств, и у художественно одаренных натур она превращается в красивое пение. У обычных людей сексуальное напряжение выходит в виде грубого ора и заурядного крика. В русских деревнях недаром есть выражение – не петь, а «орать» песни или частушки. Не секрет, что, прокричав, а точнее проорав на своих учеников, некоторые педагоги испытывают приятное успокоение и расслабление, отдаленно напоминающее то, чего им недостает в семейной жизни. В этом случае ученик становится для учителя средством решения его внутриличностных проблем, что ни в коем случае нельзя признать допустимым. Крик и кофликт Не надо особенно мудрствовать, чтобы понять, что ситуация, когда педагог срывается на крик, в той или иной мере конфликтна. Отечественные специалисты в области конфликтологии Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк установили, что работа протекает тем более успешно и менее конфликтно, чем более сбалансирована структура рабочего места, которую исследователи представляют следующим образом: Функции Средства Обязанности Права Ответственность Власть Сбалансированность рабочего места означает, что ему не должна приписываться функция, не обеспеченная средствами, и не должно быть средств, не связанных с какой-либо функцией. Каждая обязанность должна быть обеспечена определенным правом, и никакое право не может реализоваться без определенной обязанности. Ответственность за что-либо должна обеспечиваться соответствующей властью, а власть должна обеспечиваться ответственностью. Сбалансированность означает также, что обязанности должны быть связаны только с данной совокупностью функций; ответственность может возникать лишь при невыполнении именно данной совокупности функций, а совокупность прав и власти гарантируется только данными средствами. Психологи сформулировали следующий принцип сбалансирования рабочего места: «Ни одной функции без средств, ни одного средства без функции. Ни одной обязанности без прав, ни одного права без обязанности. Ни одной функции без обязанностей или ответственности, обязанности или ответственность только в связи с выполняемыми функциями». Сплошь и рядом конфликты, а значит и ненужные крики происходят в тех случаях, когда функции оказываются не обеспечены нужными средствами; когда ответственность не обеспечивается соответствующей властью; когда обязанности налагаются без их сопровождения необходимыми правами. Если бы люди знали основные положения конфликтологии и стремились бы руководствоваться ими, то конфликтов у них в отношениях было бы гораздо меньше, а значит, было бы и меньше крика. Если, к примеру, учитель кричит на нарушителя дисциплины, это значит, что тот на своем рабочем месте учащегося не несет ответственности за возложенные на него функции ученика и не соблюдает при этом своих обязанностей. Возможно, что ученик при этом не обладает необходимыми средствами для решения задачи. Необходимо как можно более точное понимание и учащимся, и учителем своих рабочих функций, взаимных прав, обязанностей и средств, соблюдение взаимных мер ответственности и власти, что поспособствует установлению в школе хорошего рабочего климата без надрывного крика со стороны учителя на уроках и ответного визга со стороны учащихся на переменах. Поведенческая терапия Психологи-консультанты, занимающиеся модификацией поведения, связанного с излишней раздражительностью, тревожностью, страхом и беспокойством, разработали целый ряд приемов и методов, которые помогают решать и снимать все эти негативные проявления человеческого поведения. Тому, кто кричит, прежде всего надо осознать проблему и признаться самому себе: «Да, в сложной ситуации я могу накричать». Дальше надо попытаться найти способы преодоления этой негативной привычки. Прежде всего, надо понять, что происходит в трудной ситуации, в которой вы срываетесь на крик. В теории трансактного анализа Эрика Берна такая пристройка автоматически вызывает диспозицию «я хороший - ты плохой», в которой партнер рассматривается как лицо, которое что-то обязательно должно хорошо делать или не делать. Как считает основатель рационально-поведенческой терапии Альберт Эллис, непреклонные идеи долженствования лежат в основе сильных негативных чувств, таких, как гнев или презрение. Те, кто считает себя вправе сердиться, преувеличивают отрицательные качества своих оппонентов и тем самым подкрепляют свои установки, выводящие их из себя. Такое поведение, в свою очередь, вызывает аналогичные реакции у других, что превращает имеющиеся установки в своего рода сбывающиеся пророчества. Далее следует непроизвольное мышечное напряжение, находящее свое естественное продолжение и проявление в повышенном тоне голоса и крике. Поэтому контроль за мышечным напряжением способен снимать излишнюю нервно-психическую напряженность. Для этого поведенческие психологи и консультанты учат своих клиентов расслаблять мышцы, контролировать и предотвращать появление напряжения в теле, что дает возможность оставаться спокойным в трудных жизненных ситуациях. Прием получил название «десенсибилизация», что означает понижение чувствительности к тем обстоятельствам, которые вызывают раздражение, тревогу и беспокойство. Мышечное расслабление способно затормозить и снять эти реакции. С другой стороны, рациональная проработка имеющихся в сознании негативных установок и диспозиций по отношению к себе и к другим помогает преодолевать бессознательную враждебность. Методика прогрессивной мышечной релаксации, разработанная американским психологом Эдмундом Джекобсоном, является и сегодня одним из наиболее эффективных методов улучшения неэффективного поведения. Процесс обучения состоит из ряда последовательных этапов и включает в себя: • фокусировку внимания на определенной группе мышц; • напряжение этой группы мышц; • фиксацию и сохранение напряженности в течение 5-7 секунд; • освобождение от напряженности в данной группе мышц; • релаксацию и фокусировку внимания на снижении напряженности и дальнейшей релаксации данной группы мышц. В состоянии расслабления рекомендуется многократно проигрывать сложные ситуации в воображении до полного исчезновения раздражения, беспокойства или тревоги. Приобретенный таким образом опыт воображаемого поведения положительно влияет на поведение в реальной жизненной ситуации Методика систематической десенсибилизации, разработанная американским психологом Джозефом Вольпе, включает в себя три важнейших элемента: а) обучение глубокой мышечной релаксации; б) выстраивание иерархий стимулов, вызывающих негативные реакции; в) представление в воображении объектов из иерархий, вызывающих неприятные эмоции. Важным является нахождение ключевых слов типа «покой», «отдых», специальных команд «успокойся», «сбрось напряжение», которые ассоциируются с состоянием расслабления и могут использоваться при появлении нежелательных реакций. Особенно важны эти рекомендации для людей с холерическим темпераментом, у которых существует природная предрасположенность к проявлениям гнева, а, следовательно, и к крику. Учителю, который захочет избавиться от дурной привычки проявлять ненужный гнев, повышать голос и кричать, для достижения позитивных изменений в своем поведении, можно рекомендовать создание программ и стимулов самоподкрепления и самонаказания. Можно понаблюдать за поведением близкого человека, который отличается спокойствием и невозмутимостью, и затем попробовать на некоторое время поиграть его роль. Представляя трудную ситуацию, вообразить себе, а как бы в ней повел себя этот невозмутимый человек? Войдя поначалу в роль на короткое время, впоследствии можно постепенно увеличивать время пребывания в ней до 2-3 часов. Можно также в своем воображении представить ужасную картину последствий своего неадекватного и непродуманного поведения. Например, что вследствие крика на ребенка у него может случиться нервный шок, его увезут в больницу, ребенок станет инвалидом, а бедолагу-учителя начнут таскать по судам. Такие страшные картины могут заставить учителя быть более осторожным в использовании «кричащих» воздействий. Большое внимание во всей этой работе по самовоспитанию надо уделять повышению самооценки и формированию внутреннего контроля. Эти понятия психологи связывают с понятием самоэффективности, основная идея которого заключается в способности достигать нужного результата. От веры в свою эффективность зависит, какие усилия сможет учитель приложить для воспитания у себя нужных педагогических качеств. Высокая самооценка и сильная вера в себя помогают быстро восстанавливаться при неудачах и прилагать большие усилия для достижения поставленных целей. Специальные психологические тренинги помогают сформировать такую самооценку. КУДА И КАК НАПРАВИТЬ ЭНЕРГИЮ КРИКА Крик - естественный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения, от этого никуда не денешься. Дикие вопли и крики на школьных переменах - это естественная реакция детей на чрезмерное нервно-психическое напряжение на трудных уроках. Но их энергию можно и нужно канализировать, направить в позитивное русло, или, как говорят психоаналитики, сублимировать. Энергия крика может трансформироваться при надлежащем обучении в энергию певческого звука, наполняющего окружающую школу атмосферу трепетным звуковым эфиром. В школе облагораживающим ее окружающую среду средством может и должно стать пение детей вместе со своими учителями в хоре. Это может дать всем участникам хора одновременно необходимую нервно-психическую разрядку и разовьет у них умение пользоваться своим голосом. В заключение хочу порекомендовать медитативное упражнение, способное помочь человеку, у которого есть нерешенные проблемы с криком, в управлении своим психоэмоциональным состоянием. «МОИ СПОКОЙНЫЙ КРАСИВЫЙ ГОЛОС» Я нахожусь в спокойном и расслабленном состоянии. Мне дышится легко, приятно и спокойно. Все мышцы моего тела приятно расслаблены. Я совершенно спокоен. Голосовые связки в моем горле приятно расслаблены. Сейчас я мысленно представляю ситуацию, в которой мне случается срываться на крик. Отчетливо представляю эту ситуацию, но остаюсь при этом совершенно спокойным. Я наблюдаю и слышу мой красивый голос со стороны. Я слышу и ощущаю его таким благородным и спокойным. Я вхожу в образ спокойного и уверенного в себе человека, которому не надо кричать. Я ясно вижу и чувствую, как мне надо спокойно и благоразумно вести себя. Спокойно, не надрываясь и не портя себе нервы, объясняю присутствующим, что и как надо делать в данной ситуации. Все мышцы моего тела остаются расслабленными. Мое дыхание ровное и спокойное. Никакие неприятные мысли не достигают моего сознания и не выводят меня из себя. За то, что я смогу победить себя и не сорваться на крик в трудной ситуации, я потом сделаю себе приятный сюрприз. А если я все-таки сорвусь, то мне придется наказать себя нюханием нашатырного спирта или лишить себя приятного для меня удовольствия, например, поболтать с приятельницей по телефону. Я снова слышу свой спокойный и ровный голос, который звучит плавно и выразительно. Даю себе обещание, что в реальной жизни я всегда буду стремиться контролировать мышцы моего тела и буду стараться их без нужды не напрягать, особенно в трудных ситуациях. Данная медитация - только пример для создания собственных педагогических настроев, направленных на саморегуляцию психического состояния. Каждый учитель может сочинить для себя свой собственный настрой на преодоление у себя неадекватных навыков поведения.