Поведенческая
терапия
Психологи-консультанты, занимающиеся
модификацией поведения, связанного с излишней раздражительностью, тревожностью,
страхом и беспокойством, разработали целый ряд приемов и методов, которые
помогают решать и снимать все эти негативные проявления человеческого
поведения. Тому, кто кричит, прежде всего надо осознать проблему и признаться
самому себе: «Да, в сложной ситуации я могу накричать». Дальше надо попытаться
найти способы преодоления этой негативной привычки.
Прежде всего, надо понять, что
происходит в трудной ситуации, в которой вы срываетесь на крик. В теории
трансактного анализа Эрика Берна такая пристройка автоматически вызывает
диспозицию «я хороший - ты плохой», в которой партнер рассматривается как лицо,
которое что-то обязательно должно хорошо делать или не делать.
Как считает основатель
рационально-поведенческой терапии Альберт Эллис, непреклонные идеи
долженствования лежат в основе сильных негативных чувств, таких, как гнев или
презрение. Те, кто считает себя вправе сердиться, преувеличивают отрицательные
качества своих оппонентов и тем самым подкрепляют свои установки, выводящие их
из себя. Такое поведение, в свою очередь, вызывает аналогичные реакции у
других, что превращает имеющиеся установки в своего рода сбывающиеся
пророчества. Далее следует непроизвольное мышечное напряжение, находящее свое
естественное продолжение и проявление в повышенном тоне голоса и крике. Поэтому
контроль за мышечным напряжением способен снимать излишнюю нервно-психическую
напряженность. Для этого поведенческие психологи и консультанты учат своих
клиентов расслаблять мышцы, контролировать и предотвращать появление напряжения
в теле, что дает возможность оставаться спокойным в трудных жизненных
ситуациях. Прием получил название «десенсибилизация», что означает понижение
чувствительности к тем обстоятельствам, которые вызывают раздражение, тревогу и
беспокойство. Мышечное расслабление способно затормозить и снять эти реакции.
С другой стороны, рациональная
проработка имеющихся в сознании негативных установок и диспозиций по отношению
к себе и к другим помогает преодолевать бессознательную враждебность.
Методика прогрессивной мышечной
релаксации, разработанная американским психологом Эдмундом Джекобсоном,
является и сегодня одним из наиболее эффективных методов улучшения
неэффективного поведения. Процесс обучения состоит из ряда последовательных
этапов и включает в себя:
·
фокусировку
внимания на определенной группе мышц;
·
напряжение этой
группы мышц;
·
фиксацию и
сохранение напряженности в течение 5-7 секунд;
·
освобождение от
напряженности в данной группе мышц;
·
релаксацию и
фокусировку внимания на снижении напряженности и дальнейшей релаксации данной
группы мышц.
В состоянии расслабления
рекомендуется многократно проигрывать сложные ситуации в воображении до полного
исчезновения раздражения, беспокойства или тревоги. Приобретенный таким образом
опыт воображаемого поведения положительно влияет на поведение в реальной
жизненной ситуации
Методика систематической
десенсибилизации, разработанная американским психологом Джозефом Вольпе,
включает в себя три важнейших элемента:
а) обучение глубокой мышечной
релаксации;
б) выстраивание иерархий стимулов,
вызывающих негативные реакции;
в) представление в воображении
объектов из иерархий, вызывающих неприятные эмоции.
Важным является нахождение ключевых
слов типа «покой», «отдых», специальных команд «успокойся», «сбрось
напряжение», которые ассоциируются с состоянием расслабления и могут
использоваться при появлении нежелательных реакций. Особенно важны эти
рекомендации для людей с холерическим темпераментом, у которых существует
природная предрасположенность к проявлениям гнева, а, следовательно, и к крику.
Учителю, который захочет избавиться
от дурной привычки проявлять ненужный гнев, повышать голос и кричать, для
достижения позитивных изменений в своем поведении, можно рекомендовать создание
программ и стимулов самоподкрепления и самонаказания.
Можно понаблюдать за поведением
близкого человека, который отличается спокойствием и невозмутимостью, и затем
попробовать на некоторое время поиграть его роль. Представляя трудную ситуацию,
вообразить себе, а как бы в ней повел себя этот невозмутимый человек? Войдя
поначалу в роль на короткое время, впоследствии можно постепенно увеличивать
время пребывания в ней до 2-3 часов.
Можно также в своем воображении
представить ужасную картину последствий своего неадекватного и непродуманного
поведения. Например, что вследствие крика на ребенка у него может случиться
нервный шок, его увезут в больницу, ребенок станет инвалидом, а бедолагу-учителя
начнут таскать по судам. Такие страшные картины могут заставить учителя быть
более осторожным в использовании «кричащих» воздействий.
Большое внимание во всей этой работе
по самовоспитанию надо уделять повышению самооценки и формированию внутреннего
контроля. Эти понятия психологи связывают с понятием самоэффективности,
основная идея которого заключается в способности достигать нужного результата.
От веры в свою эффективность зависит, какие усилия сможет учитель приложить для
воспитания у себя нужных педагогических качеств. Высокая самооценка и сильная
вера в себя помогают быстро восстанавливаться при неудачах и прилагать большие
усилия для достижения поставленных целей. Специальные психологические тренинги
помогают сформировать такую самооценку.
КУДА И КАК НАПРАВИТЬ ЭНЕРГИЮ КРИКА
Крик - естественный и широко
распространенный способ снятия нервного напряжения, от этого никуда не
денешься. Дикие вопли и крики на школьных переменах - это естественная реакция
детей на чрезмерное нервно-психическое напряжение на трудных уроках. Но их
энергию можно и нужно канализировать, направить в позитивное русло, или, как
говорят психоаналитики, сублимировать.
Энергия крика может
трансформироваться при надлежащем обучении в энергию певческого звука,
наполняющего окружающую школу атмосферу трепетным звуковым эфиром. В школе
облагораживающим ее окружающую среду средством может и должно стать пение детей
вместе со своими учителями в хоре. Это может дать всем участникам хора
одновременно необходимую нервно-психическую разрядку и разовьет у них умение
пользоваться своим голосом.
В заключение хочу порекомендовать медитативное
упражнение, способное помочь человеку, у которого есть нерешенные проблемы с
криком, в управлении своим психоэмоциональным состоянием.
«МОИ СПОКОЙНЫЙ КРАСИВЫЙ ГОЛОС»
Я нахожусь в спокойном и
расслабленном состоянии.
Мне дышится легко, приятно и
спокойно.
Все мышцы моего тела приятно
расслаблены.
Я совершенно спокоен.
Голосовые связки в моем горле
приятно расслаблены.
Сейчас я мысленно представляю
ситуацию, в которой мне случается срываться на крик.
Отчетливо представляю эту ситуацию,
но остаюсь при этом совершенно спокойным.
Я наблюдаю и слышу мой красивый
голос со стороны.
Я слышу и ощущаю его таким
благородным и спокойным.
Я вхожу в образ спокойного и
уверенного в себе человека, которому не надо кричать.
Я ясно вижу и чувствую, как мне надо
спокойно и благоразумно вести себя.
Спокойно, не надрываясь и не портя
себе нервы, объясняю присутствующим, что и как надо делать в данной ситуации.
Все мышцы моего тела остаются
расслабленными.
Мое дыхание ровное и спокойное.
Никакие неприятные мысли не
достигают моего сознания и не выводят меня из себя.
За то, что я смогу победить себя и
не сорваться на крик в трудной ситуации, я потом сделаю себе приятный сюрприз.
А если я все-таки сорвусь, то мне
придется наказать себя нюханием нашатырного спирта или лишить себя приятного
для меня удовольствия, например, поболтать с приятельницей по телефону.
Я снова слышу свой спокойный и
ровный голос, который звучит плавно и выразительно.
Даю себе обещание, что в реальной
жизни я всегда буду стремиться контролировать мышцы моего тела и буду стараться
их без нужды не напрягать, особенно в трудных ситуациях.
Данная медитация - только пример для
создания собственных педагогических настроев, направленных на саморегуляцию
психического состояния. Каждый учитель может сочинить для себя свой собственный
настрой на преодоление у себя неадекватных навыков поведения.
�, соблюдение взаимных мер ответственности и власти, что поспособствует
установлению в школе хорошего рабочего климата без надрывного крика со стороны
учителя на уроках и ответного визга со стороны учащихся на переменах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий